• Итоги развития промышленности
  • Государственная поддержка промышленности
  • Агропромышленный комплекс
  • Центр кластерного развития
  • Автомобилестроение
  • Судостроение
  • Энергомашиностроение
  • Кластер станкоинструментальной промышленности
  • Судостроение

    Судостроительная отрасль Санкт-Петербурга является одной из ведущих промышленных отраслей в экономике города. В Петербурге находится 43 организации судостроительной отрасли, на которых работают более 50 тыс. специалистов. Продукция индустрии судостроения составляет более 50% от всей продукции ОПК, выпущенной в Санкт-Петербурге.

    Основу кластера представляют организации, входящие в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (Корпорация). Это ведущие российские проектно-конструкторские бюро: ОАО «ЦКБ МТ «Рубин», ОАО «СПМБМ «Малахит», ОАО «ЦМКБ «Алмаз», ОАО «Северное ПКБ», ОАО «Невское ПКБ», ОАО «ЦКБ «Айсберг». По их проектам строятся атомные и дизельные подводные лодки различных классов, корабли и суда, составляющие сегодня основу морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения Военно-Морского Флота России и военно-морских сил иностранных государств.

    Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу
    О федеральной целевой программе "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы

    Концепция развития кластера судостроения в Санкт-Петербурге
    В настоящее время судостроительная отрасль Санкт-Петербурга проходит этап реорганизации. На территории города и Ленинградской области располагается большое количество предприятий судостроения, работающих в промышленной и научной сферах. Высокий уровень локализации производственного и научного секторов обусловливает высокую важность отрасли не только для города, но и для Российской Федерации, и создает возможности для формирования новых эффективных форм кооперации.

    Наиболее актуальными вопросами на современном этапе развития является определение стратегии рыночного развития отрасли, а также выбора наиболее эффективных форм функционирования. Несмотря на большую концентрацию промышленных и научных предприятий в России, и в частности в Санкт-Петербурге, доля российского судостроения в ежегодном объеме мирового рынка не превышает 0,5%.

    Изменение структуры рынка за счет перераспределения позиций мировых лидеров судостроения (Китая, Ю.Кореи, Японии и других), а также формирования новых перспективных ниш специализации, обусловленных развитием смежных рынков товаров и услуг (рынки сырьевых товаров, химической продукции, контейнерных перевозок, морских вооружений, туризма и других), создает новые условия для развития мирового судостроения и выдвигает новые требования к участникам рынка.

    Опыт развития судостроения стран-лидеров рынка демонстрирует эффективность применения кластерного подхода. Формирование такой структуры отрасли успешно применяется как инструмент государственной политики в сфере судостроения во многих развитых странах мира – прежде всего, в странах Западной Европы, Южной Корее и Японии. Более того, реализация кластерной политики, фактически, стала основным условием для достижения лидерских позиций в данной отрасли.

    Развитие национального судостроения в формате отраслевого кластера является эффективной формой движения на рынке, для которого характерны высокая капиталоемкость инвестиционных проектов, значительная инерционность производственных решений, высокая технологическая и научная емкость.
    Именно кластерная политика подходит для работы с таким сложным сектором, как судостроение, поскольку ее сущностью является локализация всех основных звеньев цепи создания стоимости на одной территории, тем самым формируя конкурентоспособность входящих в кластер предприятий.

    Санкт-Петербург по праву претендует на формирование современного конкурентоспособного кластера в судостроении и дальнейшее усиление концентрации судостроительных компаний и смежных производственных предприятий, в том числе в радиоэлектронике, металлообработке, исследованиях и разработках и других сферах.
    К предпосылкам формирования кластера могут быть отнесены не только богатая история развития судостроения, но также и представленность всех звеньев цепи создания стоимости, в том числе размещение здесь крупных научно-исследовательских институтов и вузов, развитый рынок труда, географическое расположение и проч.
    Одним из этапов на пути формирования эффективного кластера стало подписание соглашения о взаимном сотрудничестве между Санкт-Петербургом и ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" по созданию кластера судостроения в Санкт-Петербурге в рамках IV Петербургского международного инновационного форума.
    Концепция развития кластера судостроения в Санкт-Петербурге

    О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»
    Об утверждении Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года