• Новости
  • Анонсы
  • Фотоархив
  • Контакты для прессы
  • Видео
  • к списку

    Новости RSS подписка

    9
    апреля
    2018

    Конструкторское бюро «Малахит» отмечает 70-летие

    Поделиться:
    Распечатать

    6 апреля состоялись торжественные мероприятия, посвященные 70-летию конструкторского бюро «Малахит». В праздновании принял участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан. Он передал коллективу бюро поздравление от имени Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко. «Предприятие является одним из флагманов подводного судостроения. Высокий профессионализм и преданность делу его сотрудников, огромный научный потенциал и накопленный опыт составляют прочную основу для новых передовых разработок» - было в частности сказано в поздравительном адресе.

    На территории бюро открыта мемориальная доска генеральному конструктору В.Н.Пялову. Всю свою жизнь Владимир Николаевич посвятил подводному кораблестроению. 12 лет Пялов возглавлял бюро. За этот период коллектив бюро не только вышел из кризисного состояния, но и стал активно развиваться.  Во время руководства бюро проявилась ещё одна замечательная черта В.Н. Пялова – он сумел собрать вокруг себя команду единомышленников и соратников, руководя которой обеспечил развитие СПМБМ «Малахит» и продвижение проектов, которые в 2000-е годы вело бюро.   Вся его деятельность была направлена на благо Российского Военно-морского флота и его подводных сил, на защиту и отстаивание интересов Российской Федерации.

    Бюро № 143 было создано 31 марта 1948 года Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС. Его задачей была определена разработка скоростных подводных лодок с нетрадиционной энергетикой. После ряда преобразований и переименований предприятие получило свое современное название - АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения “Малахит”».

    За 70 лет работы «Малахит» выполнил свыше 50 проектов, по котором построено более 300 подводных лодок, в том числе 100 – с атомной энергетической установкой.

    Для справки:
     «Малахит» спроектировал:
     - первый отечественный подводный ракетоносец. Проект был разработан совместно с «космическим» КБ-1 НИИ-88, который возглавлял главный конструктор Сергей Королёв. Экспериментальный корабль В611 был построен в 1953 – 1956 годах: заложен на заводе № 196 (сейчас АО «Адмиралтейские верфи»), достраивался на Северном машиностроительном предприятии (сейчас АО «ПО “Севмаш”»).
    - первую отечественную атомную подводную лодку «К-3» «Ленинский комсомол» (проект 627). Главным конструктором проекта 627 (и начальником конструкторского бюро «Малахит») в 1952 году был назначен инженер – капитан I ранга Владимир Перегудов. Научным руководителем установки и корабля в целом стал заместитель директора Курчатовского института академик Анатолий Александров. Промышленности понадобилось всего шесть лет от принятия решения по созданию первой отечественной атомной подводной лодки до её вступления в состав Военно-Морского флота. В США ту же задачу решили за десять лет.
    В июле 1962 года «Ленинский Комсомол» впервые в истории подводного флота достиг Северного полюса.
    В 1956 – 1964 годах на «Севмаше» была построена серия из 12 подводных лодок по проекту 627А;
    -  первую в мире подводную лодку с жидким металлическим теплоносителем (проект 645), вошла в состав флота в 1963 году. Более высокие параметры пара открыли возможность создания ядерных энергетических установок с меньшими массогабаритными характеристиками и повышенным КПД;
     - первую в мире титановую скоростную атомную подводную лодку (проект 661). Корабль был передан флоту в 1969 году. На этом корабле была достигнута рекордная подводная скорость в 44,7 узла, никем в мире не превзойденная до сих пор;
    - многоцелевые атомные подводные лодки 2-го поколения (пр. 671, 671РТ, 671РТМ, 705, 705К).  
    - многоцелевые атомные подводные лодки третьего поколения (проект 971). С созданием серии этих кораблей было ликвидировано преимущество лучших американских атомных подводных лодок по шумности и эффективности поиска и обнаружения, а также глубине погружения, скорости и величине боезапаса.
    - многоцелевые атомные подводные лодки четвертого поколения (проект 885 тип «Ясень» и проект 885М тип «Ясень-М»). Головной корабль проекта 885 (тип «Ясень») «Северодвинск» вошел в состав Военно-морского флота 17 июня 2014 года. За период строительства головного корабля был изменен весь состав средств радиоэлектронного вооружения.
    - ведется работа над созданием многоцелевых атомных подводных лодок пятого поколения.
    «Малахит» также развивает тематику неатомных подводных лодок. На экспорт предлагаются сверхмалые и малые подводные лодки нового проекта «Пиранья-Т». Эти корабли водоизмещением от 250 тонн до 1000 тонн могут быть оснащены воздухонезависимой энергоустановкой, предназначены для действий в прибрежных водах и в районах с малыми глубинами. Макетный образец ВНЭУ с газотурбинным двигателем замкнутого цикла успешно испытан, определена кооперация предприятий, совместно с которыми будет создан опытный образец установки.  
    Кроме того, конструкторское бюро работает над созданием автономных глубоководных аппаратов, предназначенных для исследований, технических работ с помощью манипуляторов, доставки на грунт или подъема на поверхность различных предметов, видеосъемки на дне. В составе Военно-морского флота действуют сейчас два аппарата, «Русь» и «Консул», неоднократно совершившие успешные погружения на предельную глубину – 6000 метров.
    С 1970 года «Малахит» является головным предприятием по проектированию глубоководных обитаемых технических средств для освоения Мирового океана. По проектной документации «Малахита» построены: подводная лаборатория с глубиной погружения 300 метров, поисково-исследовательские глубоководные аппараты «Север-2» с глубиной погружения 2000 метров, глубоководный аппарат (батискаф) «Поиск-6» с глубиной погружения 6000 метров, а также сверхмалые подлодки типа «Тритон».

    Категория новости: судостроение